четверг, 25 сентября 2014 г.

Правило третей


В основе лежит правило золотого сечения. Суть в том, что объект съемки – сюжетный центр не размещается, где попало, а находится в строго отведенном для этого месте.
Плоскость будущего кадра делим на трети. Проводим две вертикальные и две горизонтальные линии на равном расстоянии друг от друга. Таким образом, вся площадь кадра делится на девять частей (вспоминаем игру «крестики-нолики).  В некоторых камерах видоискатель предусматривает такую сетку, что на практике удобно. Практически все камеры с ЖК-монитором, с режимом LiveView, позволяют отобразить вспомогательную сетку.  В результате мы получаем четыре точки пересечения четырех линий. Сюжетный центр располагается в одной из них. Если сюжетный центр имеет  вытянутую форму, например, дерево или столб, лодка, мост и т.д.,  располагаем его вдоль одной из линий. Примеры представлены на фотографиях.
Часто снимки начинающих страдают тем, что горизонт проходит ровно посередине кадра или близко от середины. Такие снимки выглядят малопривлекательно, взгляд зрителя не может сосредоточиться:  что в кадре наиболее привлекательно. Линия горизонта в большинстве случаев должна проходить вдоль одной из горизонтальных линий сетки или рядом, захватывая чуть больше пространства, чем одна треть. Т.е. в итоге кадр условно поделен на трети: небо и земля. Что оставить больше? Зависит от того, что из них представляет больший интерес. Если нижняя часть сцены наиболее выразительна, насыщенна интересными деталями, а небо однотонное, то стоит две трети оставить снизу. И наоборот, если облака более привлекательны, выразительны, а низ менее интересен, стоит оставить две трети небу.
Низкий горизонт создаст ощущение  увеличения пространства в кадре. У зрителя возникает чувство простора и свободы. В таком случае  небо становится более важной частью снимка.
Когда вы поднимаете горизонт выше,  воздушное пространство над землей визуально сжимается, в этом случае точнее передаются расстояния между объектами, их соотношения.
 В вертикальном построении кадра аналогично. Делить кадр на три части намного лучше, чем на две. Когда какой либо вытянутый объект проходит в кадре по центру, он делит снимок на две половины. Старайтесь не допускать такого. Постоянно обращайте внимание на то, чтобы главный объект не располагался прямо по центру кадра. Например, вы снимаете маяк – красиво смотрится на фоне темного неба, морской воды. К нему удачно с левого угла направляет взгляд береговая линия. Стоит здесь немного отойти в сторону, скомпоновать кадр так, чтобы маяк оказался немного правее, как раз приблизится к точке пересечения линий золотого сечения.
Когда объект в центре, практически всегда это делает кадр не только скучным, но и не располагает к длительному рассматриванию. Камеру можно чуть-чуть повернуть влево или вправо и снимок существенно улучшится. Вы сместите объект из центра и избавитесь от лишнего в правой или в левой части. При этом всегда следите, не закрывает ли главный объект что-то интересное, не портит ли панораму. Конечно, горизонт всегда должен быть ровным.
Правил намного больше, но даже если придерживаться перечисленным, вы сделаете большой шаг на пути к улучшению ваших фотографий.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий