четверг, 9 октября 2014 г.

Линии в кадре


Одним из наиболее сильных элементов пейзажной фотографии является
возможность сопровождать взгляд вглубь. Соответственно зритель представляет всю картину объемной, мысленно путешествуя по кадру. Это повышает привлекательность снимка, подчеркивает  перспективу, усиливает эффект глубины пространства. С этой целью используйте тропинки, дорогу или другие линии, хорошо читаемые в кадре. В качестве линий могут выступать и камни, либо другие объекты, явно  выстроенные в ряд.
Линии должны идти от вас в сторону объекта.  
Эффектнее кадр будет выглядеть, если вы используете широкоугольный объектив, чтобы направляющие взгляд линии начинались от камеры. Для удаленных сцен, которые «не достать» широкоугольным объективом целесообразнее  использовать телеобъективы.
Гарантирован успех, когда фотограф однозначно добивается цели – провести взгляд к объекту, это достигается следующим образом. Объект располагается в точке пересечения линий сечений. Так называемая силовая линия идет (соответственно подталкивает взгляд) от левого края снимка вправо к объекту. Линия будет идти по диагонали. Пусть даже сам объект не слишком броский, не так привлекает, но линия все равно будет вести взгляд к нужной вам цели. Чтобы объект все-таки привлекал внимание, он не должен быть слишком мелким.
В самом конце линии не оставляйте ее открытой, то есть там должен находиться обязательно какой-нибудь объект. Иначе взгляд автоматически «выскакивает» за пределы снимка.
Линии в кадре могут быть прямыми и изогнутыми. Изогнутые линии создают ощущение спокойствия, гармонии. Прямые линии чем-то напоминают нашу жизнь – стремительную, безальтернативную, когда не допускаются отклонения от правил, стереотипов. Природа имеет более округленные формы, часто предлагая обходить препятствия. На снимках  это выглядит гармоничнее.
Линии в кадре придают объемность и создают настроение. Ломаные линии сильно раздражают, плавные и изогнутые успокаивают.  Вертикальные создают ощущение силы, мощи, величия. Горизонтальные линии это спокойствие, безмятежность.
Не забывайте при этом помещать основной объект на расстоянии одной трети от края кадра.
Чаще всего в пейзажной съемке встречаются прямые линии, горизонтальные. Они способствуют появлению у зрителя чувства спокойствия, ощущение простора. Когда встречаются вертикальные линии, то они вызывают ассоциации высоты, кроме того, могут создавать ощущение беспокойства. Явно не стоит помещать в кадр множество вертикальных линий, расположенных близко к объективу. Это ухудшает и затрудняет восприятие снимка.
От того, как выстраиваются линии, зависит восприятие. Прямые линии создают ощущение  равномерного и быстрого движения, кривые, наоборот, создают неравномерное, укоряющееся и замедляющееся движение. Линии, идущие по диагонали, вызывают сильное ощущение движения, придают кадру явно выраженную динамику. Поэтому, если вы собираетесь передать в кадре спокойное настроение, умиротворение, не включайте диагональные линии.
Извилистые линии создают ощущение утонченности, изящества. Взгляд они ведут легче.
Кривые, извилистые линии тоже способствуют созданию ощущения движения. Но это движение более медленное, спокойное. В пейзажной фотографии они предпочтительны.
Старайтесь в кадре не размещать линии, параллельные границам кадра и идущие рядом с ними, например, ствол, столб, бордюр мостовой. В таком случае кадрируйте снимок по-другому, используйте ветки, листву, чтобы прикрыть нежелательный элемент, измените угол съемки.
Для усиления визуального ощущения перспективы в кадр можно включить направляющие линии, идущие в кадре по диагонали. Это может быть дорога, река, железнодорожное полотно, следы на снегу, лежащий ствол дерева и другие объекты. Лучше когда такая диагональ идет от левого нижнего угла кадра в правый угол .
Такая направляющая силовая  линия желательно, чтобы сопровождала, как бы сопровождала взгляд к главному объекту. Если местность неровная, силовая линия отлично подчеркнет рельеф.
Диагонали могут быть «восходящими» и «нисходящими». Восходящие направлены из левого нижнего угла в правый верхний, создают ощущение оптимизма, надежду и развитие. Нисходящие диагонали, направленные из левого верхнего в правый нижний угол, создают чувство пессимизма, ощущение завершённости. Например, дорога, идущая в кадре по восходящей диагонали, создаст  чувство предстоящего похода, зовет зрителя в путь. Диагональ идущая по нисходящей, создаст ощущение завершённого пути.
Диагонали, пересекающиеся с боковыми сторонами снимка, создают более объёмную композицию, по сравнению с теми, что проходят через нижний край фотографии. Так что используйте свойства диагоналей в зависимости от идеи вашего пейзажа, которую хотите передать на снимке.
Если же вы задумали донести до зрителя постоянство, используйте так называемую «статичную» композицию. Она создает ощущение вечности.  Особенностью её построения являются пересекающиеся горизонтальные и вертикальные композиционные оси, при этом отсутствие острых углов вызывает ощущение гармонии и согласия.
Осями такой композиции могут служить линия горизонта, деревья, дороги, длинные тени, берега, полоски леса, мосты и некоторые виды облаков и тому подобное. При этом не снимайте сцены с линиями, которых ничто не разрывает в кадре, т.е. которые пересекают кадр. Особенно линия горизонта. Ограничьте её с края вертикальным объектом - деревом или другим объектом, так как эта линия разделят кадр на отдельные секции.
При наличии осей композиции очень важно, чтобы они не пересекались ровно в середине кадра. Рекомендуется расположение осей на треть от краёв снимка, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
Используйте так называемую «динамическую» композицию,  в ней главные оси  будут пересекаться под острыми углами, образуя диагонали.





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий