среда, 29 апреля 2015 г.

Видеосъемка - освещение



Перед тем, как приступить к видеосъемке, полезно хотя бы в общих чертах изучить схемы освещения.  Свет можно разделить на рисующий, моделирующий, заполняющий, фоновый, контровой.
Рисующий свет. Поток параллельных лучей, применяемый с целью, чтобы  человек определил местонахождение источника света. Рисующий свет делает объект съемки  объемным. Но при этом стоит обратить ваше внимание на то, что рисующий свет усиливает контраст. Картинка становится более жесткой. Тени и полутени выражены сильно.
Моделирующий свет.  Имеет общее с рисующим светом. Но в отличие от первого,  делает  тени более гладкими. В данном случае оператор или осветитель устанавливает осветительные приборы с меньшей яркостью, дополнительно используя рассеивающие элементы на осветительных приборах.
Заполняющий свет.  Это рассеянный свет, он не дает теней на объекте. С помощью заполняющего света вы можете высветлить теневые зоны кадра. Как правило, два осветительных прибора – источник рисующего и заполняющего света ставят в разных  сторонах, т.е. один слева от объектива, второй справа или наоборот.  
 Фоновый свет. Цель использования такого света – осветить объект съемки, который  расположен на фоне основного.
Контровой свет. – Если вы хотите подчеркнуть в кадре контур объекта, используйте контровой свет.
При дневной съемке под открытым небом трудно регулировать контраст и освещенность кадра. Может быть так, что на объекте одновременно сочетаются участки с разной освещенностью. В таких случаях динамического диапазона камеры может не хватить, чтобы одновременно хорошо проработалась вся сцена. Например, вы выставляете экспозицию по объекту на земле – машина, здание, животное, облака выходят плоскими и «выжженными», ставите экспозицию по небу – облака передаются объемно, красиво, нижняя часть кадра вся темная. Или на лице при съемке крупным планом тени от листвы чередуются с ярко освещенными участками.
В таких ситуациях вы можете установить источники света, использовать, например, фонарь или воспользоваться  отражателем, направив подсветку на темные участки.
В магазине вы сможете найти и подобрать всевозможные осветительные приборы, подходящие вам  функционально, а также отражатели – нужных габаритов.
Совсем не обязательно использовать готовые. Все можно при желании и наличии некоторого опыта работы с ножовкой, ножницами и клеем сделать самому.
В качестве отражателя можно взять картон, фанеру, пластик, нанести отражающий слой – распылить алюминиевую краску, приклеить фольгу, сойдет и лист ватмана.  Здесь важно обратить внимание на то, чтобы отражатель рассеивал свет равномерно.
Старайтесь не допускать на объекте съемки паразитных бликов, как от отражателя, так и от каких-то других поверхностей или источников света.
Когда будете снимать на улице, особенно в яркую солнечную погоду, заметьте, что освещенность может очень сильно меняться – под солнечными лучами слишком сильная освещенность, в тени густого дерева или под широким навесом освещенность намного ниже. Если вы снимаете в ручном режиме, соответственно не забывайте выставлять нужные настройки, если на автомате, то в момент смены обстановки в кадре это будет заметно, как камера настраивается.
Снимая в помещениях, как правило, необходимо использовать осветительные приборы.  
Определите предельный – максимальный рабочий уровень светочувствительности матрицы вашей камеры. Несмотря на то, что в паспорте может быть написано – ISO 3200, может оказаться так, что и на ISO1600 картинка вызывает желание отвернуться от экрана. Поэтому, возможно, вам придется уменьшить до ISO 800 или даже 400, применив дополнительное освещение. Источники не обязательно должны быть рядом с объектом съемки, возможно задача будет решена, если они будут находиться вдалеке. Работайте творчески, добиваясь нужного результата. Полезно научиться думать самостоятельно,  а не слепо следовать рекомендациям «крутых мастеров» в толстых красочных учебниках.
Есть еще один совет – все до конца ни один мастер не выложит, всегда останутся какие-то собственные наработки, с которыми они не спешат делиться.
Здесь все в ваших руках. Вы можете использовать свет из окна, смешанное освещение или полностью искусственное. Перед тем, как приступить непосредственно к съемке, поэкспериментируйте. Возможно, придется потратить некоторое время на постановку света, может быть даже целый день и даже не один, чтобы добиться нужного эффекта -
менять направление осветителей, регулировать яркость. Тем самым вы  создадите в кадре нужный рисунок. Зададите объекту форму, объем, сможете подчеркнуть фактуру. Освещение влияет на соотношение тональностей, поработав с осветительной аппаратурой, отражателями, настроив соответственно камеру, вы  сможете выстроить в кадре нужную глубину пространства. С помощью света сможете передать движение. Кроме того, обратите внимание на еще одну весьма и весьма полезную функцию  освещения. Если  вас в кадре что-то требует «фотошопа» – например, не очень красивый участок, грязь на ткани, чья-то лысина, родинка, пустые бутылки, мусор и другие нежелательные объекты, вы их легко «спрячете», создав глубокие тени в нужные местах. Т.е. с помощью света и тени вы сможете «нарисовать» любую картинку.  Кроме того, «играя» со светом вы сможете задать нужные эмоции зрителя, придать людям в кадре определенный образ, усилить или ослабить те или иные черты лица. Возможностей много. Искусство работы со светом открывает оператору большие возможности. Будет совсем не лишним, если вы освоите, хотя бы в общих чертах премудрости работы со светом на съемочной площадке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий