среда, 29 апреля 2015 г.

Видеосъемка - освещение



Перед тем, как приступить к видеосъемке, полезно хотя бы в общих чертах изучить схемы освещения.  Свет можно разделить на рисующий, моделирующий, заполняющий, фоновый, контровой.
Рисующий свет. Поток параллельных лучей, применяемый с целью, чтобы  человек определил местонахождение источника света. Рисующий свет делает объект съемки  объемным. Но при этом стоит обратить ваше внимание на то, что рисующий свет усиливает контраст. Картинка становится более жесткой. Тени и полутени выражены сильно.
Моделирующий свет.  Имеет общее с рисующим светом. Но в отличие от первого,  делает  тени более гладкими. В данном случае оператор или осветитель устанавливает осветительные приборы с меньшей яркостью, дополнительно используя рассеивающие элементы на осветительных приборах.
Заполняющий свет.  Это рассеянный свет, он не дает теней на объекте. С помощью заполняющего света вы можете высветлить теневые зоны кадра. Как правило, два осветительных прибора – источник рисующего и заполняющего света ставят в разных  сторонах, т.е. один слева от объектива, второй справа или наоборот.  
 Фоновый свет. Цель использования такого света – осветить объект съемки, который  расположен на фоне основного.
Контровой свет. – Если вы хотите подчеркнуть в кадре контур объекта, используйте контровой свет.
При дневной съемке под открытым небом трудно регулировать контраст и освещенность кадра. Может быть так, что на объекте одновременно сочетаются участки с разной освещенностью. В таких случаях динамического диапазона камеры может не хватить, чтобы одновременно хорошо проработалась вся сцена. Например, вы выставляете экспозицию по объекту на земле – машина, здание, животное, облака выходят плоскими и «выжженными», ставите экспозицию по небу – облака передаются объемно, красиво, нижняя часть кадра вся темная. Или на лице при съемке крупным планом тени от листвы чередуются с ярко освещенными участками.
В таких ситуациях вы можете установить источники света, использовать, например, фонарь или воспользоваться  отражателем, направив подсветку на темные участки.
В магазине вы сможете найти и подобрать всевозможные осветительные приборы, подходящие вам  функционально, а также отражатели – нужных габаритов.
Совсем не обязательно использовать готовые. Все можно при желании и наличии некоторого опыта работы с ножовкой, ножницами и клеем сделать самому.
В качестве отражателя можно взять картон, фанеру, пластик, нанести отражающий слой – распылить алюминиевую краску, приклеить фольгу, сойдет и лист ватмана.  Здесь важно обратить внимание на то, чтобы отражатель рассеивал свет равномерно.
Старайтесь не допускать на объекте съемки паразитных бликов, как от отражателя, так и от каких-то других поверхностей или источников света.
Когда будете снимать на улице, особенно в яркую солнечную погоду, заметьте, что освещенность может очень сильно меняться – под солнечными лучами слишком сильная освещенность, в тени густого дерева или под широким навесом освещенность намного ниже. Если вы снимаете в ручном режиме, соответственно не забывайте выставлять нужные настройки, если на автомате, то в момент смены обстановки в кадре это будет заметно, как камера настраивается.
Снимая в помещениях, как правило, необходимо использовать осветительные приборы.  
Определите предельный – максимальный рабочий уровень светочувствительности матрицы вашей камеры. Несмотря на то, что в паспорте может быть написано – ISO 3200, может оказаться так, что и на ISO1600 картинка вызывает желание отвернуться от экрана. Поэтому, возможно, вам придется уменьшить до ISO 800 или даже 400, применив дополнительное освещение. Источники не обязательно должны быть рядом с объектом съемки, возможно задача будет решена, если они будут находиться вдалеке. Работайте творчески, добиваясь нужного результата. Полезно научиться думать самостоятельно,  а не слепо следовать рекомендациям «крутых мастеров» в толстых красочных учебниках.
Есть еще один совет – все до конца ни один мастер не выложит, всегда останутся какие-то собственные наработки, с которыми они не спешат делиться.
Здесь все в ваших руках. Вы можете использовать свет из окна, смешанное освещение или полностью искусственное. Перед тем, как приступить непосредственно к съемке, поэкспериментируйте. Возможно, придется потратить некоторое время на постановку света, может быть даже целый день и даже не один, чтобы добиться нужного эффекта -
менять направление осветителей, регулировать яркость. Тем самым вы  создадите в кадре нужный рисунок. Зададите объекту форму, объем, сможете подчеркнуть фактуру. Освещение влияет на соотношение тональностей, поработав с осветительной аппаратурой, отражателями, настроив соответственно камеру, вы  сможете выстроить в кадре нужную глубину пространства. С помощью света сможете передать движение. Кроме того, обратите внимание на еще одну весьма и весьма полезную функцию  освещения. Если  вас в кадре что-то требует «фотошопа» – например, не очень красивый участок, грязь на ткани, чья-то лысина, родинка, пустые бутылки, мусор и другие нежелательные объекты, вы их легко «спрячете», создав глубокие тени в нужные местах. Т.е. с помощью света и тени вы сможете «нарисовать» любую картинку.  Кроме того, «играя» со светом вы сможете задать нужные эмоции зрителя, придать людям в кадре определенный образ, усилить или ослабить те или иные черты лица. Возможностей много. Искусство работы со светом открывает оператору большие возможности. Будет совсем не лишним, если вы освоите, хотя бы в общих чертах премудрости работы со светом на съемочной площадке.


пятница, 24 апреля 2015 г.

Снимаем видео



Самое первое, что вы должны определить для себя это композиция кадра. Его нужно строить, а не снимать все, что попадает в объектив. Все, что видит глаз, не должно попадать в кадр. Это быстро утомит зрителя. В кадре должно быть только то, что вы хотите довести до зрителя, что имеет отношение к сюжету. Все остальное безжалостно оставляйте за границами кадра, даже если вокруг растут орхидеи и ходят павлины. Все элементы в кадре должны между собой сочетаться. Случайностей быть не должно. Если не знаете, как строить кадр, все это есть в учебниках. Построение кадра должно раскрывать ваш творческий замысел.
Перед тем, как нажать на кнопку, вы должны вначале выстроить кадр в голове, затем все подготовить на съемочной площадке. Определите с какой точки необходимо снимать. Где будет расположена линия горизонта. Также продумайте  фон, декорации, куда и как вы поместите людей. Еще один вопрос – как передать

Как будем строить кадр
В самом начале определите структуру построения – линейную схему кадра. Иначе говоря, набросок, в котором определите каким образом объекты будут переданы в кадре.  Неплохо сделать карандашные наброски.
Хорошо бы также прикинуть, каким образом вы расположите линии в кадре, как их будете использовать.
Например, вы снимаете радиомачту или дерево – высокий вертикальный объект, основная линия будет вертикальная. Пара-тройка горизонтальных линий не ухудшит кадр. Наоборот, даже дополнит и подчеркнет вертикальный объект. Хорошо, когда линии не выходят за границы кадра.
Если вы снимаете кадр, где расположен основной объект горизонтально, например. Пейзаж, река, море, лежащее бревно и т.д., старайтесь не располагать такую линию ровно посередине кадра. Сместите относительно центра дорогу, забор, световой след и т.д.
В некоторых случаях стоит поместить объект по диагонали.  В этом случае вы придадите кадру динамику, подчеркнете движение. К примеру, КАМАЗ ползет в гору, лыжник спускается с горы и т.д. При этом не увлекайтесь частым наклоном камеры. Следите, чтобы движение объектов оставалось в кадре естественным.
Наиболее гармонично смотрятся овальные, круговые линии в кадре, а также движения –  танцы, выступления, движение животных по кругу.
Композиционное решение в кадре может быть разным. Если нет больших оснований для усложнения композиции, простота и лаконичность всегда дают преимущества. Старайтесь убирать из кадра все лишнее, второстепенное, случайное, необдуманное.
Также, когда вы слишком строго и формально следуете композиционным правилам, съемка может выглядеть «натянутой».
Постарайтесь к построению кадра относиться не только грамотно, но и творчески.
Если вы только осваиваете ремесло и не знакомы с основами фотосъемки, композиции, могу посоветовать учебник. Он хоть и старый, возможно, требующий доработки, так как многое за это время в технике изменилось, но весьма полезный с точки зрения теории.


четверг, 23 апреля 2015 г.

Видеосъемка - снимаем постановку




Вы хотите снять хорошее видео? Тогда нужно продумать не только то, чем вы будете снимать.
 Необходимо хотя бы в общих чертах распланировать весь процесс, определить последовательность действий. Как людей перед камерой, так и собственных.
Если в кадре принимают участие люди и это не репортажная съемка, а присутствуют некоторые элементы постановки, желательно заранее поговорить с людьми и объяснить им как себя вести  перед камерой.
 Договоритесь о том – по какому сигналу они начинают ходить, кружиться, разговаривать и т.д., по какому останавливаются.  Например, вы поднимаете руку или показываете флажок, включаете фонарь, либо какой-то другой сигнал. Если сюжет вами продуман так, чтобы действующие лица не смотрели в камеру, а занимались своим делом, будто не знают, что вы их снимаете – объясните, чтобы не смотрели на камеру и на оператора. Также лучше предупредить всех людей, кто войдет в кадр, чтобы они не смотрели в камеру, если этого не требуется по сюжету.
 Подробно и наглядно объясните, что как и когда должны делать люди в кадре. Если не получается, продемонстрируйте сами.
Ничего страшного, если вы распечатаете последовательность действий, речь, дадите людям выучить. Пусть они немного потренируются. Далеко не всегда получается все с первого раза. Поэтому не бойтесь снимать дубли, добивайтесь задуманного. Когда будете снимать дубли, объясните людям, чтобы они вели себя точно также, как и в первом случае. Одинаковые движения упростят вам работу во время монтажа.
 Объясните людям, чтобы они вжились в роль, играли до конца, а не улыбались вам в камеру, показывая эмоции, которые не требуются по вашему замыслу. Также перед тем, как начать снимать, скажите, что небольшие импровизации совсем даже не помешают.
Начинайте съемку за несколько секунд до того, как люди начнут свои действия в кадре. Если с техникой возникли неполадки, отложите съемку, разберитесь что к чему и потом продолжайте. Либо отложите съемку на другой день.
Не забывайте каждый раз после перестановки камеры выставлять баланс белого, чтобы цвета в разных местах не менялись.
Даже если камера стоит на штативе, когда вы коснулись ее, она некоторое время дрожит. Вибрации передаются от вашего касания.
Во время съемки наблюдайте за людьми, их действиями, речью. Если что-то не так, переснимите, иначе потом будет трудно что либо исправить во время монтажа.
Перед началом съемки постарайтесь исключить отвлекающие факторы – выключите все мобильные телефоны, посторонних наблюдателей постарайтесь уговорить помолчать.
Желательно никому не кашлять, разговаривать и не смеяться. Все разговоры только после съемки.
Старайтесь избавиться от людей, кошек, собак, которые будут вам мешать во время съемки.


понедельник, 20 апреля 2015 г.

Сумка MIXBAG



Эту весьма полезную в хозяйстве вещь посчастливилось выиграть в конкуре. Принял участие, даже не думая о том, что повезет. Обычно мне в таких делах крайне редко везет, примерно раз в десять лет. По этому случаю вспомнился старый анекдот. Приходит мужик к Богу, повесив нос, весь грустный, недовольный жизнью. Бог спрашивает – что такой невеселый, на что он отвечает, да вот, совсем плохо, в жизни все не ладится, денег нет и т.д. А Бог ему говори –   мужик, ну ты бы хоть лотерейный билет купил…
    Сумка-трансформер вполне пригодится на каждый день – удобно в ней носить планшет, документы, какие-то бумаги, книжку – бумажную или электронную читалку (с планшета читать не совсем полезно для глаз). Да и для поездок она хороша, закинул на плечо, руки свободны.   Большую и тяжелую фототехнику или ноутбук в ней не потаскаешь, но компактный фотоаппарат либо небольшую зеркалку с объективом, нетбук – вполне. Canon 700D с небольшим объективом вошел.
   Что удобно – не надо распихивать по карманам все принадлежности, которые часто приходится использовать в работе: планшет, смартфон, фотоаппарат, диктофон с выносным микрофоном, USB-жесткий диск, флешки, зарядки, блокнот, визитки и т.д.
   На случай дождя предусмотрен чехол. Широкий ремень, жаль, что черного цвета, лучше бы был цвета хаки или как сама сумка – светло-серый.  Помнится, когда учился писать картины – был такой период в жизни, занимался живописью, продавал, один из старых мастеров, седовласый художник с большим жизненным опытом, участник ВОВ обратил внимание на черный цвет. Посоветовал его использовать в работах крайне осторожно и вообще рекомендовал от него отказаться. С тех пор черный цвет сразу бросается в глаза:)
   Немаловажно – вещь очень легкая, вес практически не ощущается, таскай хоть целый день. И еще – незаметность со стороны, молодцы дизайнеры, на нее не сразу обратишь внимание. Прикрыл сверху рукой и в толпе, особенно в метро в час пик никто не сунется, все под контролем.
  В комплекте бонус – DVD-диск, фильм об одиночном мото-путешествии. Как говорится, мелочь, но приятно.
Надо отдать должно производителю – упаковано изделие на высоте, такой подарок не стыдно  презентовать знакомым или друзьям. 
Подробный обзор:
http://zoom.cnews.ru/publication/item/50580 








среда, 15 апреля 2015 г.

Фотограф Алексей Чигвинцев



Очень понравились добрые и живописные работы фотографа Алексея Чигвинцева. В них чувствуется не только рука мастера, но и особая таинственная романтика Природы, удивительно гармоничное чувство восприятия окружающей жизни, которое свойственно Художнику. На сайте вас ждут живописные фотокартины – пейзажи, панорамная съемка, архитектура, снимки из путешествий, макросъемка, натюрморты.    Присутствует также раздел «Фотоклуб», который окажется полезным начинающим.
Приятного просмотра!

Увидеть замечательные фотографии вы можете по ссылке:







воскресенье, 12 апреля 2015 г.