вторник, 7 октября 2014 г.

Масштабная перспектива


Масштабная перспектива проявляется в уменьшении однотипных объектов, чем они дальше, тем они выглядят на снимке меньше.
 Изменяющийся масштаб объектов придает снимку объем, приближает его к трехмерному.

Масштаб изображения объекта прямо пропорционален фокусному расстоянию объектива и находится в обратной зависимости от расстояния, с которого ведется съемка.

С изменением фокусного расстояния объектива  (при съемке с одной и той же точки)  получим изображения разных масштабов, соотношение линейных размеров объектов  в кадре не меняется.

Чтобы изменить масштабные соотношения объектов в кадре,  нужно  поменять  точку съемки.

Использование широкоугольной оптики усиливает разницу масштабов отдельных объектов или их частей в кадре. При съемке на широкоугольный объектив разница масштабов переднего, среднего и дальнего планов  более заметна.

 

понедельник, 6 октября 2014 г.

Тональная перспектива


Глубина пространства может быть передана тональными переходами. Если в кадре разделить тональности в глубину - от темных к более светлым, возникнет  чувство тональной перспективы, в том числе, когда глубина  сцены небольшая. Использование малой ГРИП для объектов  дальнего плана воспринимается зрителем как  подобие тональной перспективы.

Воздух не прозрачен, особенно в больших городах в атмосфере присутствует много всевозможных выбросов – автотранспорт, заводы, фабрики, ТЭЦ, а также армия курильщиков. В зависимости от погоды, наличия смога, пыли, воздух влияет на фотографию. В туманную погоду, а также в пыльную ветреную воздух прозрачность заметно снижается. Чем дальше объект, тем он на снимке выглядит более размытым, «мыльным», уходит контраст, цвета становятся более светлыми и менее насыщенными. Дальний план заметно высветляется. Тональная перспектива хорошо проявляется в утреннем тумане.

Если в атмосфере дымка, туман, прозрачность атмосферы низкая не отказывайтесь от съемки, ожидая ясного солнечного дня. Плотная дымка, туман хорошо передают объем.

Водная дымка может распространяться в пространстве неравномерно, в горизонтальном направлении. Она может располагаться в пространстве слоями, пятнами, может висеть над поверхностью земли или воды. Так работает вместе с линейной перспективой,  подчеркивает ее, добавляет в линейную перспективу тональную компоненту. Такие фотографии выглядят очень эффектно.  
В зависимости от концентрации влаги в воздухе отличается передача пространства. С увеличением насыщения воздуха влагой, усиливается разделение удаленных на разное расстояние объектов в пространстве по тону и цвету.

Итак, можно выделить основные законы тональной перспективы
-  удаляясь, объекты теряют четкость и резкость контуров, уменьшается детализация
 - при удалении предметов в глубину пространства снижается  цветовая насыщенность. Чем дальше, тем более выцветшими кажутся объекты
-  Наиболее удаленные объекты кажутся более светлыми, чем те, которые находятся вблизи
-  Светотеневой контраст объектов по мере удаления уменьшается


воскресенье, 5 октября 2014 г.

Перспектива


Пейзаж это пространство, в жизни оно чаще выглядит объемным, постарайтесь и в кадре передать объем. Зритель, глядя на ваш снимок, должен забывать, что перед ним плоский отпечаток. Игра света и тени, причудливые облака, удачная композиция – все это даст возможность сделать фотографию объемной. Чтобы на фотографии пейзаж не  выглядел слишком плоским, вы можете передать объем, показав на снимке три  плана. Передний, средний и дальний. Передний план должен быть передан максимально четко и резко. Не допускается, чтобы камера фокусировалась на среднем или дальнем плане, если, конечно, это не входит в ваш творческий план.

Передний план представляет зрителю максимум информации по объему, фактуре и цвету объекта съемки.

Объекты допускается включать в кадр частично. Если это легко узнаваемый объект,   трудностей  восприятия не будет. Передний план может быть показан в виде силуэтов. Зритель должен хорошо себе представлять, что это за объекты на переднем плане - темные, контурные, потерявшие объем, фактуру и цвет, воспринимаемые в виде образа.

Использовать силуэты на переднем плане стоит, когда основной объект – сюжетный центр, расположен на среднем плане. Передний план в этом случае помогает зрителю представить глубину пространства.

Темные участки объекта съемки, в том числе и силуэты, воспринимаются как близкорасположенные, а более светлые воспринимаются как удаленные на определенную глубину.

Передний план может занимать как небольшую часть, так одну или две трети кадра.

Средний план также желательно поместить в ГРИП. Средний план несет в себе некоторое обобщающее начало.

Дальний план, как правило, передается менее четко, «общими мазками».  Дальний план не обязательно должен находиться в ГРИП. Он может оказаться также в дымке. Дальний план несет в себе обобщенность характеристик. Для него характерна образность.  Например, лес, где невозможно определить породу деревьев.

Если в кадре два плана, передний и дальний, когда передний план выявляет объем и фактуру, а дальний план передается  обобщенно,  деталей дальнего плана зритель не обычно не видит.

Когда между двумя планами – передним и дальним разница большая, глубина пространства плохо передается.

Включите какое-либо связующее звено, например, водную поверхность.   При этом поверхность должна иметь  фактуру, чтобы планы не оказались разорванными.
Планы не должны быть слишком мелкими в кадре, иначе они плохо воспринимаются.  
Перспектива в фотографии - одно из средств, помогающее получить впечатление глубины и пространства изображения. Она создает иллюзию третьего измерения. Это достигается разными способами.

Объекты, расположенные близко к объективу, выглядят на снимке крупнее удаленных объектов того же размера. Чем больше расстояние между ними, тем больше заметен эффект.

На передачу перспективы во многом влияет объектив, вернее его фокусное расстояние.

Широкоугольный объектив позволяет «поиграть» перспективой. Передать не только больше пространства, но и захватить максимум переднего плана. Искажается передний план, широкоугольный объектив делает его более выпуклым, перспективу и масштабность предметов он передает  лучше, чем длиннофокусный.

Широкоугольный объектив, из-за широкого угла зрения обеспечит резкость на всем протяжении снимка с меньшим значением диафрагмы, что немаловажно, когда освещенность низкая.

Стандартный объектив передаст «окно в мир»  так, как видит глаз человека.

Телеобъектив, имея узкий угол обзора, сжимает, сплющивает перспективу, позволяет удачно выделить самый главный объект. Передний план он делает плоским.

Таким образом, в зависимости от творческого замысла фотограф управляет объемом в кадре - сделает снимок плоским или наоборот. В каждом конкретном случае фотограф решает, какие инструменты лучше использовать.
Используя перспективу, глубину резкости вы можете придать снимку ощущение объема.



 
 
 

суббота, 4 октября 2014 г.

Геометрические формы и пейзаж


На первый взгляд кажется, что пейзаж не имеет строгой формы и может выглядеть как произвольная бесформенная масса. Если приглядеться, то часто объекты в наиболее интересных работах художников и фотографов все же вписываются в геометрические фигуры. Лучше, чтобы это  были треугольники. Когда взгляд переключается между объектами в кадре, образующими треугольник, композиция выглядит привлекательно. Вписывайте объекты в вершины треугольника.
В зависимости от формы треугольника меняется ощущение зрителя от фотографии, настроение - ощущение устойчивости, шаткости, движения,  скольжения. 
Постарайтесь расположить объекты так, чтобы они образовывали нечетное число.
В идеале – три объекта. Число три наиболее гармонично, легко воспринимается зрителем.
Если в кадре два объекта, лучше чтобы один из них располагался к камере ближе, визуально выглядел больше другого.
Также объекты можно вписать в квадрат, круг, овал.
Постарайтесь расположить главный объект таким образом, чтобы взгляд зрителя сразу падал на него.
Ваша задача так расположить элементы композиции, чтобы взгляд переходил от одного объекта к другому.
Если в левой части снимка вы поместили дерево, ветка которого тянется вправо, а в нижней правой точке пересечения линий золотого сечения находится корова, то взгляд будет двигаться соответственно: ствол, ветка, корова. В результате взгляд не выходит за пределы снимка.
Все остальные объекты не должны перебивать сюжетно важный объект, они не должны «тянуть одеяло» на себя. Все второстепенные объекты лишь подчеркивают и дополняют основной объект, могут служить фоном. Совсем не обязательно, чтобы главный объект был самым большим в кадре. Вполне возможно, чтобы второстепенный объект был больше по размерам, служил фоном.
  Изменить соотношение между объектами (деревья, здания и др.) вы можете, изменив точку съемки. Например, ближе подойти к одному объекту или встать на равное расстояние к обоим, изменить угол съемки. Также используя разные объективы (фокусные расстояния).
Меняя точку съемки, вы получаете изменение относительного размера объекта. Это особенно заметно при съемке на широкоугольный объектив.
Обратите внимание на тональные переходы.
Светлые пятна на снимках визуально выглядят больше, чем темные. Если вы снимите  два одинаковых по размерам объекта, то на фотографии светлый покажется больше, чем темный. Соответственно одни цвета делают объект визуально больше, вторые наоборот.



 

Заполнение переднего плана


Одним из важных моментов при съемке пейзажа является значимость переднего плана. Кадр будет смотреться намного лучше, если на переднем плане разместить какие-либо объекты, лучше привлекательные, помещайте множество деталей. В идеале нужно подобрать на передний план очень интересный и необычный объект, имеющий красивую форму, привлекающий выразительным освещением и т.д.
Одновременно постарайтесь избавиться от маловыразительных, лишних, мелких и ненужных деталей в кадре.
Пустой передний план делает фотографию скучной, малоинтересной. Чтобы захватить в передний план что-то иногда достаточно чуть сместиться или снять с нижней точки. Подобрать на передний план объекты несложно, сама природа вам подскажет. Передний план на снимках должен быть резким, объекты переднего плана на снимках должны быть четкими и хорошо различимыми.



четверг, 2 октября 2014 г.

Заполнение кадра


Всегда смело отсекайте лишнее. Не бойтесь оставить часть пространства за кадром.
Выбранный вами главный объект съемки постарайтесь передать крупнее, чтобы он в кадре оказался заметным, а не мелким, заполните им значительную часть кадра, избавляясь от отвлекающей части фона. Убирайте излишки пустого пространства по всему периметру кадра.
 Если при горизонтальной композиции левая и правая стороны не несут смысловой нагрузки, снимите вертикально.
Включайте в кадр вертикальные объекты. Когда высокие объекты, такие как дерево, столб расположены на дальнем плане, они придают масштаб снимку. Когда на переднем плане, как бы обрамляя главный объект, дает эффект глубины.
Линию горизонта хорошо перебивать вертикалями – деревья, здания, столбы. Здесь не сделайте одну ошибку, все такие вертикальные объекты не должны пересекать кадр с нижнего края до самого верха. Отойдите немного дальше. Переведите объектив в широкоугольное положение. Главное добейтесь того, чтобы этот вертикальный объект не «резал» кадр на две половинки по вертикали.






 

 

среда, 1 октября 2014 г.

Ракурс


Восприятие снимка во многом зависит от ракурса. Чаще всего снимают с уровня глаз стоящего человека. Не всегда это лучший выбор. Если вы затрудняетесь выбрать точку съемки, сделайте несколько разных кадров. Затем сравните.
Конечно, вдумчивый выбор ракурса, тщательный подбор объектов – в итоге кадр получается намного интереснее. Здесь самое главное не спешить, дополнительно потраченные десять-двадцать минут в итоге окупятся отличными снимками.
Съемка с нижней точки нередко дает преимущества. Особенно если требуется подчеркнуть величие объекта, его высоту. В некоторых случаях неплохо лечь на землю и снять пейзаж с нижней точки .
Большинство фотографий снимаются на уровне глаз, так как чаще фотограф
 в момент съемки стоит. Съемка с низкой точки может сделать изображение
 эффектнее. Даже снимая с колен, вы заметите большую разницу. Снимая с нижней точки, направив объектив вверх, вы придадите снимку драматизм, динамику, особенно
снимая на широкоугольный объектив. Часто, снимая с нижней точки, направив камеру вверх, фотограф избавляется от «некрасивостей» в кадре.
Некоторые сюжеты заметно выигрывают при съемке с верхней точки.
Попробуйте научиться мысленно перед съемкой «проиграть» разные варианты.  Представьте, как будут выглядеть снимки, сделанные снизу, с уровня глаз и сверху. Эта практика позволит научиться сразу определять наиболее выигрышный ракурс.
Нередко смена позиции на небольшое расстояние дает заметную разницу, так как меняются соотношения между объектами, расположенными на разном расстоянии от камеры. Смещение фотографа влево  близкие объекты сдвигает визуально вправо от удаленных. Приближение фотографа близкие объекты на снимке делает зрительно крупнее удаленных, а удаление наоборот уменьшает.
Когда вы выбрали понравившийся вам объект, постарайтесь снять его со всех сторон, в процессе съемки вы увидите, какая точка съемки даст вам больший эффект. Даже небольшое смещение камеры нередко обеспечивает совершенно иной результат. Возможно, сложный сюжет придется разбить на отдельные, иначе кадр получится «перегруженным», буквально разваливающимся.